Депутатские долги

Владелец обанкротившейся йошкар-олинской компании «ТрансАвтоЛайн» подставил своего главбуха на миллионы и не рассчитался с сотрудниками. При этом Виталий Исаев остается представителем «Единой России» в городском депутатском корпусе. За содействием бывшие подчиненные обратились в региональное отделение однопартийцев Исаева, к Общероссийскому народному фронта и городскому Собранию депутатов. Предысторией случившегося обманутые граждане поделились и с «Нашей Версией».

Главбух «ТрансАвтоЛайна» Наталья Бельтюкова и трое водителей-дальнобойщиков оказались в непростой ситуации, ведь официальные документы большей частью свидетельствуют в пользу работодателя. В реальности же схема с трудоустройством напоминает финансовый капкан для сотрудников.

Копеечная зарплата

В среднем Поволжье проблематично устроиться на достойно оплачиваемую работу по специальности, поэтому люди соглашаются на официальную «минималку», а доплату получают в «конвертах». Прижимистые работодатели в случае форс-мажора всегда могут прикрыться «копеечными» трудовыми договорами, подчиненным остается лишь верить «купеческому» слову о дополнительном вознаграждении.

Гендиректор «ТрансАвтоЛайна» Исаев официально оценивал труд водителей-экспедиторов в 7 тыс. руб. Лишь альтруист способен поверить, что дальнобойщики доставляли грузы в разные регионы страны за столь унизительное жалованье. Теперь экс-сотрудники признаются: получали по 40-50 тысяч – 15% с фрахта, тогда как фактическая зарплата перечислялась на банковские карты.

Водители увольнялись в разное время, но каждый имеет денежные претензии к руководителю компании. Олегу Ткачеву не доплатили порядка 50 тысяч, Анатолию Быкову и Александру Кожевникову – по 70. Гендиректор попросту не отвечал на звонки бывших подчиненных, а позже и вовсе внес их телефоны в «черный список». Правда, при личной встрече обещал рассчитаться с ними до конца 2015-го, но «воз и ныне там»…

Капкан для главбуха

Ситуация с водителями выглядит «цветочками» на фоне горьких ягод, доставшихся главному бухгалтеру. Лихорадка с заемными средствами настолько оторвала гендиректора от реальности, что он без раздумий повесил на шею Натальи Бельтюковой многомиллионный кредит, сделав ее поручителем по займу. На вопрос: как она могла согласиться на долговое ярмо ради чужого бизнеса, бухгалтер в деталях поведала об авантюре с мгновенным «присоединением» к банковскому договору.

В 2012-м Исаев решил пополнить автопарк «ТрансАвтоЛайна» десятью тягачами и таким же количеством полуприцепов. Гендиректор наказал главбуху готовить пакет документов для Марийского регионального филиала «Россельхозбанка» на получение кредита в 43 млн. руб. Бельтюкова признается, что тянула с бумагами, поскольку у компании и без того было немало кредитных обязательств.

Когда, наконец, документы были поданы, и.о. управляющего дополнительного офиса Фарит Галяутдинов высказался о необходимости поиска второго поручителя по займу (первым был сам Исаев). Главбух предложила кандидатуру супруги гендиректора. Представитель «Россельхозбанка» одобрил такой вариант.

Спустя две недели Бельтюкова поинтересовалась у финансиста: решен ли вопрос со вторым поручителем? Галяутдинов ответил утвердительно. В середине августа главбуха вызвали из отпуска для подписания договора о займе. В банке она пыталась узнать, где же выступающая поручителем жена «шефа», но ее торопили с подписью: дескать до закрытия операционного отдела остается 15 минут. В этой суете она, не читая, подписывала стремительно подаваемые Исаевым документы. Лишь позже Наталья узнала, что среди прочего подписалась и под личным поручительством…

Мутная история с гарантом

Даже на беспристрастный взгляд операция с выдачей ссуды выглядит сомнительно. Банки обычно тщательно изучают кредитоспособность клиентов, даже потребительские кредиты в пару сотен тысяч выдают с осторожностью. Но в местном отделении «Россельхозбанка» при содействии своего руководителя легко согласились на поручительство по 43-миллионному кредиту бухгалтера с официальной зарплатой в 10 тыс. руб.

Вероятно, факт сомнительной платежеспособности одного из гарантов, вместе со скоростью и натиском при подписании документов, остались бы за кадром, если бы «ТрансАвтоЛайн» добросовестно погашал обязательства. Кредит брался с отсрочкой платежа по основному долгу, но спустя год предприятие стало нарушать график и в итоге «получило» судебный иск от банка с требованием свыше 44 млн. руб. задолженности.

Горькая наука

В 2015-м состоялся суд, где вместе с гендиректором компании пришлось отвечать и главному бухгалтеру. Справедливости ради следует отметить, что Исаев ходатайствовал, чтобы с Бельтюковой сняли долговые обязательства. Но Йошкар-Олинский горсуд обязал поручителей солидарно выплачивать задолженность «Россельхозбанку». Кроме того, каждому из ответчиков приплюсовали к долгу по 30 тысяч госпошлины.

Уже после суда в разговоре с Натальей гендиректор цинично отметил: «Ты как хочешь, я буду банкротиться, как физическое лицо».

На сегодня компания Исаева – банкрот. Продажа имущества «ТрансАвтоЛайна» конкурсными управляющими позволила погасить часть долгов перед кредитором. Однако для бывшего главбуха оставшаяся сумма задолженности в 13 миллионов служит слабым утешением. Семья Бельтюковой живет в скромной родительской квартире, куда уже наведывались судебные приставы. Помимо имеющихся неприятностей, у Натальи перекрыто и финансовое будущее, поскольку личная кредитная история безнадежно испорчена.

Бывшие подчиненные Виталия Исаева не теряют надежды, что работодатель и партиец все же ответит по своим долгам. Городскому депутатскому корпусу и коллегам-единороссам следовало бы дать должную оценку этой неприятной истории. Хочется верить, что хотя бы вера людей в справедливость не потерпит банкротства.