Заёмщиков оценят по покупкам

Российские банкиры начали интересоваться к новому методу оценки клиентов – более 10 крупных банков принимают участие в тестировании проекта по анализу платежеспособности заемщиков, в основе которого лежат транзакции клиентов по банковским картам.

Один из источников сообщает РИА Новости, что пилотный проект действует уже более полугода. Ранее участие в транзакционном скоринге ограничивалось компаниями Visa и Equifax, однако MasterCard также выразил желание присоединиться к проекту.

Другой собеседник информагентства рассказал, что в понедельник прошла встреча участников проекта, а ходе которой обсуждались первые результаты скоринга и планы по дальнейшему развитию программы.

«Среди участников пилотного проекта — крупнейшие банки страны. Всего же для анализа передали данные 13 банков», – заявил третий источник.

При опросе финансовых учреждений, входящих в топ-50, лишь три банка признались в участии в проекте: «Уралсиб», «Тинькофф банк» и ВТБ. MasterCard и Visa пока не дали ответ агентству.

Транзакционный скоринг – новый способ оценки платежеспособности клиента. Банкиры анализируют суммы покупок и категорию заведений, в которых приобретаются товары. Чем дороже покупка и выше класс точки продажи, тем у клиента больше шансов получить одобрение на выдачу кредита.

Пионеры транзакционного скоринга

Подобный метод скоринга привлекателен для финансистов: некоторые уже принимают участие в тестировании, иные планируют присоединиться к пилоту.

«Группа ВТБ принимает участие в пилотном проекте. На данном этапе работы проходят не на стороне банка, поэтому, как только нам будет предоставлен результат разработки модели, мы сможем точно оценить выгоду от его использования. На основе собственного опыта работы с транзакциями можем сказать, что ожидаем положительного эффекта от данного проекта», – заявила пресс-служба банка.

В «Тинькофф банке» также не стали отрицать своего участия:

«Банк участвует в пилотном проекте по транзакционному скорингу. Мы ожидаем, что он позволит лучше оценивать платежеспособность наших клиентов».

Представители «Уралсиба» надеются на успешность проекта и отмечают:

«Предварительные результаты показывают, что новая модель даст усиление к действующим моделям в среднем до девяти процентных пунктов к коэффициенту Джини. Эффект варьируется между разными банками — участниками пилота и сегментами».

Следует отметить, что коэффициент Джини является статистическим показателем расслоения общества по интересующему исследователей признаку.

В «Хоум Кредит банке» уже разработан собственный механизм оценивания рисков по операциям с картами. В пресс-службе говорят, что по тратам клиентов зачастую принимаются решения об увеличении кредитного лимита.

«Мы считаем, что такой тип скоринга довольно результативен и может быть эффективным дополнением систем оценки рисков», – отметили в «Хоум Кредит банке».

Несмотря на собственные программы, банк намерен присоединиться к новому проекту для тестировавания предлагаемых решений.

Один из банкиров рассказал журналистам, что уже готовится инфраструктура для внедрения промышленного решения для кредитных организаций.

Вице-президент Сбербанка Александр Водяхин ранее сообщал, что с 2018-го банк планирует запустить психоскоринг – оценку заемщиков по психометрическим моделям. Пилотный проект уже тестируется на группе банковских клиентов, согласившихся на контроль за их поведением в соцсетях.

Удастся ли сохранить тайну?

В ассоциации «Электронные деньги» считают, что скоринг на основе трат популярен, поскольку обслуживающие платежи компании знают о клиентах даже больше, чем сами банки.

«Транзакционный скоринг сейчас становится все более популярным. Одной из основных предпосылок является то, что платежная компания, которая обслуживает платежи, гораздо лучше понимает поведение клиента, чем даже отдельно взятый банк, в котором этот клиент обслуживается. Поэтому есть надежда, что на основании анализа платежного поведения клиента можно делать очень хорошие предсказания по будущим шагам клиента», – констатирует глава ассоциации Виктор Достоев.

По мнению эксперта такой же метод можно применять и при предиктивном скоринге, когда компании требуется понять, на сколько клиент будет кредитоспособен в следующем расчетном периоде.

Однако подобный метод оценивания клиентов может восприниматься как распространение конфиденциальных данных. Граждане имеют право на частную жизнь, поэтому банкам придется включать в пользовательские соглашения пункты о транзакционном скоринге. Данные могут предоставляться кредиторам и без подробностей.

«Условно, банк будет получать информацию, что у клиента скоринг 8 из 9, а какие-то тайны клиента — за какие операции он этот скоринг получил, что он делает, — они раскрываться не будут», – предполагает Достоев.

  • Марина

    Я бы не хотела, чтобы мои покупки мониторили и потом, как же быть с покупкой наличными? Спорный метод оценки, как по мне.