Платить стали активнее

По итогам января в Объединенном кредитном бюро (ОКБ) впервые за последние годы не зафиксировали «сезонного» всплеска неплатежей. По всем банковским продуктам, кроме кредитных карт, отмечается снижение просрочек, что свидетельствует об улучшении платежной дисциплины граждан, пишет «Российская газета».

Гендиректор ОКБ Даниэль Зеленский отмечает: из-за большого количества праздников первый квартал традиционно является неблагополучным в плане финансовой дисциплины заемщиков. Россияне либо забывают вовремя вносить платежи, либо испытывают нехватку средств.

Нынешнее снижение просрочек платежей эксперт связывает с рядом причин. Вероятно, это стало результатом внимательной оценки рисков со стороны банков и фокусировка на работе с имеющимся клиентским портфелем. Тенденция к этому прослеживается на протяжении 3-х лет, но результаты стали видны лишь в середине 2016-го. Помимо этого, кредитные организации начали активно собирать просроченную задолженность на ранних этапах, что позволило ограничить темпы роста неплатежей.

В январе общее количество просрочек от одного дня снизилось на 20 тысяч и составило 13,5 млн. кредитов. А вот в начале 2016-го этот показатель вырос сразу на 500 тысяч. Доля злостных неплательщиков (от 90 дней просрочки) возросла на 104 тысячи и составила 10,4 млн. кредитов.

За месяц объем задолженности перед банками вырос на 13,45 млрд. руб. и достиг 1,3 трлн. руб. Но в процентах это значение добавило лишь одну десятую и достигло 13,9%.

Лучшие показатели финансовой дисциплины заметны в сфере автокредитования. Число коротких просрочек сократилось до 191,9 тыс. кредитов (минус 32 тыс.). Просрочки снизились на 2,4% — до 15,9% против предыдущего показателя в 18,3%. Количество автокредитов с просрочкой от 90 дней выросло до 140,3 тысяч (плюс 2,8 тыс.), но в общем объеме показатель подрос лишь на 0,2% — до 11,6%.

В секторе ипотеки короткая просрочка составила 112,5 тыс. кредитов (минус 1,4 тыс.), хотя доля просрочки «90+» увеличилась до 42,9 тыс. кредитов (плюс 600 шт.). Суммарно же доля проблемных займов выросла лишь на 0,02% — до 1,48% от всех открытых счетов по ипотеке.

Единственным продуктом с заметным ростом числа просрочек стали кредитные карты. Объем задолженности по ним вырос до 235,9 млрд. руб. (плюс 1,69 млрд). Но в общем объеме ссудной задолженности по картам доля сохранилась на уровне 24,6%. К тому же темпы роста числа просрочек по кредиткам на минувший январь в 5 раз ниже, чем годом ранее.

Глава ОКБ объясняет: для заемщиков карты считаются наиболее сложным продуктом, поскольку отсутствует конкретный график внесения задолженности, а механизм погашения требует определенных финансовых знаний. Зеленский не исключает, что образовавшийся долг связан с большим количеством выходных дней и трат на праздники, из-за чего не все заемщики вовремя погасили обязательный платеж.

  • валерий

    Как бы там ни было, люди понимают ответственность за взятые на себя обязательства перед банком! И несмотря на те или иные трудности, обязательно буду выплачивать взятые кредиты!

  • Roman Lutsenko

    Безусловно праздничные периоды имеют огромное влияние на способность погашать кредит. Особенно это касается наших людей, которые любят отметить праздники по максимуму. И банки прекрасно знают эту тенденцию, тому пример эта статья.

  • Александр Тимофеев

    По сравнению с предыдущими годами материальное положение граждан не улучшилось! Снижение просрочек никак не связанно с оценкой рисков со стороны банков и фокусировкой на работе с имеющимся клиентским портфелем, люди быстрее хотят избавится от кредитов пока у них есть деньги и дальше жить спокойно…

  • Andrey Olshansky

    Не удивительно,что позитивных изменений по кредитным картам нет.Основная масса средств с этих карт остаётся в продуктовых магазинах и карты эти используются далеко не самыми богатыми клиентами.

  • Андрей

    Это говорит о том, что заемщики в основной массе честные и порядочные люди. А в просрочку они попадают из-за экономической ситуации или личной финансовой неграмотности.

  • Виктория Фабишек

    Возможно, это из-за того, что и политика банков и фин. учреждений в вопросе выдачи кредита стала более продуманной, прозрачной.