Долги станут взыскивать роботы

Коллекторские компании не хотят отставать от технического прогресса. Они начали использовать интеллектуальных роботов-коллекторов, способных вести стандартные переговоры. Система может получить от собеседника обещание о погашении долга и проконтролировать сроки его выполнения. Но самым главным достоинством является то, что система способна обойти законодательные ограничения, касающиеся частоты общения с неплательщиками.

Искусственный интеллект гораздо эффективней, чем коллекторы с небольшим стажем, пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на слова участников рынка. Интеллектуальный агент самостоятельно звонит должнику, информирует его о долгах и ведет переговоры по типовому шаблону. Робот-коллектор не отклоняется от стандартного скрипта разговора, следовательно, соблюдает нормы законодательства о взыскании долгов.

Роботу не требуются выходные, отпуск, больничный, а стоимость его труда гораздо ниже, чем обычного коллектора. Система нуждается с усовершенствовании: пока робот не способен распознавать все слова собеседника и при затруднениях сообщает адресату, что с ним свяжутся позднее.

Первопроходцы

Первыми новую технологию начали применять в агентстве «Активбизнесколлекшн», дочернем агентстве «Сбербанка». Гендиректор Дмитрий Теплицкий считает, что на ранних стадиях просрочки (до 60 дней) робот функционирует полноценно. При тестировании оказалось, что эффективность искусственного интеллекта на 18% выше чем человека, который работает в компании до 2 месяцев.

Внедрение робота позволило перевести около 10% операторов на другие проекты,— рассказал Теплицкий.— В 2018–2019 годах мы планируем заместить роботом до 30% операторов.

В МФО «Домашние деньги» считают, что робот способен заменить до 20% персонала, занимающегося взысканием долгов. Эффективность технологии на 25-30% выше чем КПД молодого сотрудника, уверен директор Андрей Бахвалов.

Внедрять новации намерены и другие коллекторские организации. Агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» собирается запустить технологию до конца года. В Первом коллекторском бюро отмечают малоэффективность роботов при работе с длительными просрочками, но уверены, что будущее именно за подобными технологиями.

Сбербанк и Совкомбанк также опробовали в работе роботов-коллекторов. Сбербанк планирует до конца года внедрить такого помощника, задачей которого будет напоминать клиентам о просрочках. Заинтересовались технологией в ОТП-банке, ВТБ, «Русском стандарте» и Альфа-банке.

Преимущество робота

Помимо экономии на зарплате, робот обладает еще одним важным преимуществом: его можно классифицировать как автоинформатора. Операторам по закону возможно звонить не более 2 раз в неделю, а системе – до 4-х.

«Автоматизированным системам предоставлено большее количество контактов, поскольку они не могут оказать психологического давления на должника,— констатирует партнер юридической компании “Юрпартнеръ” Александр Федоров.— Поэтому с юридической точки зрения вполне обоснованно отнести робота-коллектора к таким системам». В Федеральной службе судебных приставов этот вопрос не прояснили, уточнив лишь, что «пока от граждан не поступали обращения, содержащие сведения о взаимодействии с использованием интеллектуальных роботов-коллекторов».