Новые виды мошенничества

На российском банковском рынке появились деятели, обещающие за вознаграждение вернуть заемщику страховку, уплаченную в ходе оформления кредита. Как и «специалисты» по избавлению от долгов либо исключению граждан из черных списков, всевдоюристы ведут бурную, но безрезультативную деятельность. Однако среди мошенников есть и такие, кто собирает конфиденциальные данные граждан с целью их дальнейшего использования.

О появлении «расстархователей», предлагающих услуги по избавлению от навязанной страховки, «Коммерсанту» рассказали сотрудники банков, страховых компаний и правозащитники. Специалисты считают, что большое число таких компаний возникло на волне шумихи вокруг кредитных ставок.

Информация о вероятном увеличении периода охлаждения (когда можно вернуть деньги за страховку), распространения этой нормы на договоры коллективного страхования, а также судебные прецеденты с победами заемщиков над страховщиками, привела к возникновению на рынке разного рода дельцов, обещающих решить проблемы потребителей финансовых услуг.

Эксперты отмечают: подобные «помощники» возникают в любых громких темах, касающихся банковских клиентов. В качестве примеров называют «раздолжнителей» и «разблокировщиков», которые обещают гражданам содействие в исключении из черного списка отказников Центробанка и возврат денег с заблокированных счетов.

По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктора Климова, нынешние «расстрахователи» делятся на юристов, псевдоюристов и откровенных мошенников. Первые попросту зарабатывают на возвращении навязанных гражданам страховок по индивидуальным договорам с не истекшим периодом  охлаждения, что вполне естественно.

Псевдоспециалисты ради наживы берутся за любые страховые случаи. Они не отказываются даже от самых безнадежных, к которым относятся договоры коллективного страхования. Известно, что в настоящий момент по ним законом не предусмотрен возврат страховки, рассказывает Климов.

Эта категория в свою очередь делится на:

  • относительно безобидных, которые создают видимость бурной деятельности (составляют запросы, иски, но в итоге ничего не добиваются);
  • целенаправленно собирающих персональные данные доверчивых клиентов, чтобы в будущем использовать их в мошеннических целях.

В банках подтверждают, что уже сталкивались с «расстрахователями». Зампред правления «Ренессанс кредита» Сергей Королев рассказал случай о том, как псевдоюристы раздавали рекламные листовки возле их банковского отделения.

«Наш сотрудник вышел с ними на контакт под видом клиента. «Расстрахователи» предложили держать с ними связь через Instagram. Заключать договор, подписывать заявление или же выдать доверенности клиента не просили, зато потребовали скан-копию паспорта и реквизиты счета в банке, а также номер мобильного телефона», – поделился подробностями Королев.

В ХКФ-банке тоже имели возможность познакомиться с подобными «специалистами».

«Причем как с разводящими имитацию юридической деятельности, так и стремящимися получить доступ к персональным данным», – констатирует директор департамента правового обеспечения Александр Гонтаренко.

По мнению Королева, собирающие персональные данные граждане, вероятно, относятся к полукриминальным элементам, которые не представляют угрозы для банков. Зато у клиентов они могут снять со счетов средства либо «повесить» на них кредиты.

Глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс также констатирует, что страховые компании периодически сталкиваются с таким «помощниками». Причем доказать незаконность их действий проблематично, поскольку в ЦБ еще не начали поступать жалобы на обман «расстрахователей».

Эксперты считают, что правоохранителям следует заняться данной проблемой, чтобы хотя бы отчасти избавить финансовый рынок от засилья «расстрахователей».

«Активная деятельность правоохранительных органов в виде вызова на допросы тех же подозреваемых в хищении персональных данных должна охладить пыл многих», – уверен управляющий партнер Lidings Андрей Зеленин.

Юрист предлагает организовать максимальное информирование граждан о рисках при обращении за услугами таких посредников. А Виктор Климов в свою очередь называет их появление – ярким свидетельством наличия проблемы. Регулятору придется поработать над тем, чтобы сделать порядок отказа от страховок доступным и понятным, после чего проблема сама исчезнет, резюмирует банкир.

Законный отказ от коллективной страховки

13 декабря судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ вынесла определение, которым утверждено право заемщика отказаться от договора коллективного страхования.

Прецедентом стал случай в заемщицей ВТБ, которая пыталась отказаться от участия в договоре коллективного страхования и потребовала возмещения страховой премии. Три судебные инстанции поддержали кредитора, однако Верховный суд встал на сторону клиента банка.

В документе коллегии говорится, что в период охлаждения заемщик вправе отказаться от любого вида страховки, поэтому в договоре страхования следует предусматривать такую возможность. Банк аргументировал позицию тем, что по коллективным договорам он сам выступает в роли страхователя. Но высшая судебная инстанция решила иначе:

«Вследствие присоединения к программе страхования с внесением заемщиком соответствующей платы застрахованным является имущественный интерес заемщика, а следовательно, страхователем по данному договору является сам заемщик», – указывается в определении.

Кроме того, коллегия ВС пояснила:

«Условие договора, не допускающее предусмотренный указанием ЦБ возврат платы за участие в программе страхования в случае отказа заемщика от участия в такой программе, является в этой части ничтожным».

В итоге дело заемщицы отправлено на новое рассмотрение. Но теперь уже представителям банка придется доказывать, что финансовое учреждение должно вернуть клиенту лишь страховую премию, а не полную оплату за участие в программе.