Очень интересная статья! Раньше я не знала, что такое медиация. Прочитав эту статью, я пришла в восторг от того, чем занимаются медиаторы. Они похожи на мудрецов, которые разрешают споры простых людей по справедливости и без лишних сложностей.
Мне нравится, что медиаторы подходят к делу нелинейно, можно даже сказать, творчески. Пример с долгом и шубой очень показателен. Ни один судья не стал бы интересоваться, зачем кредитор требует погашения долга именно к 8 марта. А медиатор поинтересовался, и это помогло ему разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.
Медиаторы, хоть и имеют юридическое образование, не создают бюрократию. Они не действуют формально, они помогают людям договориться без лишних юридических сложностей. Мне очень понравились приведенные в статье слова медиатора: «Вот что это за спор, который должен рассматривать суд — компостная яма стоит не в том месте? Для этого принимается такое количество нормативно-правовых актов, что запутаться можно: правила садоводческого товарищества, их решения. Для чего все это, когда люди должны просто принимать на себя ответственность и договариваться?».
Если медиаторов станет достаточно много, они примут на себя значительную часть работы судей. Тогда у судей появится возможность лучше выполнять свою работу, уделяя каждому делу больше времени.
Но есть момент, который мне совсем не понравился. Это слова о том, как здорово было бы внедрить медиацию в уголовную практику: «Но работать надо над тем, чтобы преступник не просто признал вину, но и осознал ее, раскаялся и в дальнейшем не совершал противоправных действий». Автор статьи, что, предлагает психологам «лезть в душу» к осужденным, добиваясь искреннего раскаяния? Опытный психолог действительно может повлиять на чувства человека, особенно если этот человек находится взаперти в полной власти психолога. Вот только это отвратительно. Нельзя посягать на чувства и мысли человека, пытаться их менять. Преступник имеет право раскаиваться или не раскаиваться. Это его личное дело. Он даже имеет право вспоминать свои преступления с гордостью и удовольствием. Можно посадить человека в тюрьму за тяжкие преступления, но посягать на его мысли, чувства, мировоззрение – это просто чудовищно.