Приглашения на разного рода «полезные мероприятия», завершающиеся баснословными кредитами, продолжает поступать пожилым россиянам. СМИ часто предупреждают о распространенной мошеннической схеме, но доверчивые люди по-прежнему находятся.
Жительница Воронежа Елена Филюшкина поведала очередную историю обмана. В июле горожан начали обзванивать незнакомые люди, обращаясь к абонентам по имени-отчеству. Расспрашивали о самочувствии, в частности, не болит ли спина? Естественно, что в почтительном возрасте практически каждый имеет подобные проблемы. Звонившие настойчиво приглашали собеседников на презентацию, в ходе которой можно обучиться целебному массажу, а для большей заинтересованности обещали гарантированно вручить видеорегистратор в качестве подарка, пишет РИА «Воронеж».
Соблазнил презент
В последнюю июльскую субботу приятельница Филюшкиной отправилась на ул. Баррикадную, польстившись на обещанный презент. С презентации пожилая женщина вернулась с вибромассажной накидкой на кресло, которая обошлась ей в 184,3 тыс. руб. Поскольку при 12-тысячной пенсии просто невозможно накопить на столь «нужный предмет», ей любезно оформили кредит. Теперь женщине придется ежемесячно платить банку 8 тыс. руб. (три четверти пенсии!) в течение трех лет. Примечательно, что подобные массажные накидки рынок предлагает в 10 раз дешевле!Будучи под впечатлением от мероприятия, счастливая обладательница накидки поделилась с устроителями телефоном подруги. Елену Филюшкину пригласили спустя пару дней – на показ 31 июля. Даже знакомую разрешили с собой привести. В ее роли выступила журналист РИА Воронеж, дабы воочию убедиться в «лечении» стариков.
Погружение в долговую яму
В среду к десяти утра спутницы подошли к отелю на Плехановской в центре города. Семеро элегантно одетых парней прямо у входа сверяли списки приглашенных. При отсутствии фамилии в перечне – гневно разворачивали восвояси. В последний июльский день двоим так и «не посчастливилось» попасть в зал…Прошедшим «фейсконтроль» двум десяткам гостей возрастом 50+ наклеили на грудь бирки с именами, рассадили и попросили выключить телефоны. Пришедших тут же протестировали на предмет дохода и наличия документов, которые якобы требуются для подтверждения личности. Далее выдали листы бумаги, чтобы люди написали номера телефонов своих знакомых. Причем, кто напишет больше сотни – получит гарантированный подарок, уверяли устроители мероприятия.
Воронежский журналист сравнивает презентацию с шоу в отеле турецкого курорта. Звучит громкая музыка, вокруг довольные лица, масса сюрпризов и аплодисментов. Гостей фактически окунают в праздник, непринужденная атмосфера явно притупляет бдительность. Информацией здесь особо не «грузят»: не более семи минут длится монолог о чудодейственных свойствах массажной накидки. Благодаря ей все проблемы со спиной скоро будут забыты. Далее пас передается аудитории – чтоб не успела заскучать. Над программой явно потрудились психологи и маркетологи. Никакой самодеятельности «гастролеры» не проявляют: каждый играет четко отработанную роль, отмечает представитель СМИ.
Помимо чудо-накидок, здесь также расхваливают пылесос, подушки и одеяла из австралийской шерсти. Наличие столь разительного ассортимента в компании поясняют попутной рекламой спонсоров, позволяющей арендовать приличные помещения. К слову прежние коробейники одеяла из австралийского мериноса продавали по 50 тыс. руб., нынешние – на 17 тысяч дороже.
Команду ведущих представляют Людмила из Краснодарского края, хабаровчанин Иван, москвичи Юля и Антон. Все они бойко и весело выполняют задачу по «раскрутке» публики. Присутствующих по очереди усаживают на кресла с накидками, чтобы гости прочувствовали полезность устройства. Накидка приятно разминает шею и бока, хотя ничего общего с медицинским массажем в этом нет. Постепенно аудиторию подводят к самому главному, т.е. к цене «личного массажиста» - 184,3 тыс. руб.
«Немало, но внутри же нефритовые камни, инфракрасный обогрев, не какое-нибудь китайское не пойми что, а настоящая Япония. К тому же, на вредные привычки тратите-то больше», - расхваливают товар ведущие.
Розыгрыш призов
Кульминацией встречи является розыгрыш, который сопровождается мельканием цифр на экране:«Сейчас такие же презентации проходят одновременно в 24 регионах страны! Всего 74 презентации, в них принимают участие 2389 человек. В Воронежской области – 18, а в самом Воронеже – пять. И вот среди жителей региона выбирают победителей. Из 380 человек!».
Воронежцам повезло: среди них оказалось целых 7 победителей, в т.ч. журналист информагентства. В зале звучат аплодисменты, люди не скрывают радости, обнимаются, у некоторых даже слезы на глазах. Вот только именно «счастливчики» и становятся основными жертвами гастролеров.
Сотрудницу РИА «Воронеж» попросили выйти в коридор и усадили за стол напротив похожего на аспиранта менеджера. Тот торжественно объявил победительнице, что она вправе забрать одеяла, пылесос, ручной массажер и получить скидку в полсотни тысяч рублей. Но есть нюанс… Накидку, оказывается, придется купить, правда, не за 184, а всего за 134 тысячи!
«Можем оформить кредит прямо сейчас. Всего-то 18% годовых, каких-то 8 тыс. ежемесячно, 36 месяцев – и все! Но ведь вы уже будете пользоваться креслом и забудете обо всех болях... А еще все эти подарки. Только один момент: вы должны своим знакомым рассказывать, какие эти приборы замечательные, и осенью прийти ко мне на очередную презентацию, поделившись своими прекрасными ощущениями», - добавил менеджер.
Журналист отдает должное «аспиранту»: как только она попятилась, он не стал хватать за руки и слишком настаивать на покупке. Упустив жертву, ему все же удалось сохранить лицо.
На выходе недавно милые ведущие вручили «сорвавшейся с крючка» гостье видеорегистратор. Но сделано это было с плохо скрываемой злостью. Когда участники презентации спускались в лифте, кто-то рассказал, что троих гастролерам все же удалось уговорить на кредит.
Подруга Филюшкиной призналась: 27 июля тоже оказалась в троице, согласившейся оформить кредитные договоры. Если продемонстрированная на мероприятии статистика по стране – не миф, то при умножении 74-х презентаций на троих подписантов, выходит в среднем 222 обманутых покупателя на протяжении одного дня.
«Лошариков» еще много
Китайская площадка e-commerce предлагает подобные накидки за 10,6 тыс. руб. Еще 6,2 тысячи придется заплатить за доставку. Но это все равно почти десятикратно дешевле. Сайты российских магазинов быттехники предлагают подобные устройства от 3 до 20 тыс. руб. Стоимость зависит от бренда и количества опций.Становится ясно, почему организаторы презентаций могут позволить себе вручать гостям подарки, нанимать массу сотрудников и арендовать лучшие городские помещения. Журналист указывает, что компания функционирует по всей стране. На запрос интернет-поисковик выдает десятки аналогичных историй, а также сообщения о продаже «чудо-накидок» на многих городских сайтах объявлений.
В интернете много негативных отзывов на аналогичные презентации. Так, одна из «победительниц» за 110,4 тыс. руб. получила помимо вибронакидки, ручной массажер, моющий пылесос и постель из шерсти. Представители фирмы успокоили: если будет переплачивать, то сможет закрыть кредит не за три года, а всего за год... Женщина указывает: компания постоянно меняет названия и сама пишет о себе положительные отзывы. Попутно, предприимчивые коммерсанты везде распространяют контекстную рекламу, особенно на медицинских сайтах.
«Когда все свершится, начинаешь понимать, куда вляпалась. Нас, таких «лошариков» полно», - констатирует на форуме одна из москвичек, которой также «посчастливилось выиграть».
Многие считают, что «летучий десант» умело втюхивает людям китайское барахло под видом уважаемого японского бренда.
Нельзя медлить
Еще одна обладательница вибромассажной накидки, получившая весь комплект призов, оформила кредит на 108 тыс. руб. Вечернее мероприятие проходило в небольшом ресторане.«Кредитный договор, конечно, не читала из-за шума и музыки. Дома потом выяснили, что по договору я должна выплачивать стоимость накидки в размере 108 тыс. руб. плюс проценты банку – около 45 тысяч. Круто да?», - пишет женщина.
При этом договор заключен с банком, а не с компанией. Таким образом кредитор должен был сразу передать продавцам 108 тысяч, а победительница – в течение 3 лет – выплатить порядка 150 тыс. руб.
Она отмечает, что на упаковке дорогого устройства не было ни адреса, ни телефона производителя. Лишь надпись, что товар произведен в Китае. Когда дурман прошел, заемщица побежала в офис банка и написала заявление на аннуляцию кредита.
«И это первое, что надо сделать! Ошибочно многие думают, что вначале надо писать претензию фирме-продавцу на расторжение договора купли-продажи. Вначале надо идти в банк-кредитор», - рекомендует умудренная опытом россиянка.
Ей повезло, поскольку компания не успела передать сведения по договору и получить деньги. Именно поэтому ей удалось оперативно аннулировать кредит. Затем в местном Роспотребнадзоре ей помогли составить претензию, которую она направила заказным письмом на указанный в договоре купли-продаже адрес фирмы. Звонила также на их телефон, где у нее пытались выпытать трек-номер для отслеживания претензионного письма и личные данные. Но она их не сообщила и другим не советует.
Через пару недель заявительница получила ответ на претензию. В нем указывалось, что сделка произведена законно, поэтому договор с ней расторгать не будут…
Все тот же лохотрон
Правозащитник Андрей Рашевский из Воронежа побывал на подобном мероприятии в конце июля. Оно позиционировалось как посвященный здоровью семинар. Андрей с самого начала понял, что это лохотрон. С подобным ему приходилось сталкиваться в Москве и даже в Париже, возле Эйфелевой башни.«Было интересно, что же нового придумали эти артисты. К сожалению, ничего нового. Девушка, которая пыталась продать мой «выигрыш», очень скоро начала срываться на обвинения. Я считаю, что было допущено грубое нарушение прав потребителей на получение достоверной информации (ст. 8 закона «О защите прав потребителей»). В соответствии со ст. 12 закона «О защите прав потребителей», а также ст. ст. 178, 179 Гражданского кодекса суд может признать такую сделку недействительной», - считает Рашевский.
РИА «Воронеж» неоднократно публиковало информацию об обмане пенсионеров. Как-то бабушка с пенсий 14 тыс. руб. приобрела белье за 50 тысяч… Порой для «бесплатное лечение» оборачивается доверчивым людям 100-тысячными кредитами под 30%. Некоторые умудряютсянабор кастрюль купить по цене автомобиля. Теперь вот массажные накиджки в тренде. Хотя товары и услуги предлагаются разные, схема «развода» потребителей используется одинаковая.
Комментарий юриста
Воронежский адвокат Галина Белик отмечает, что привлечь предпринимателей за мошенничество довольно сложно.«Они ведь дают право выбора – можно покупать, а можно отказаться. Обещанный подарок при этом выдают. Обратите внимание, что продавец часто говорит, что дорогое одеяло нужно срочно постирать, и даже чудо-средство для стирки может выдать бесплатно. Но после стирки вернуть одеяло по закону невозможно. И еще: почему, как вы думаете, они дают бонусом много всего, а не одну дорогую вещь? Потому что что-то из этих вещей, как правило, не будет нужно, и вы их раздарите родным и друзьям. А ведь если вы захотите расторгнуть договор, должны будете вернуть все полученное по сделке. Внимательно прочитав договор, вы увидите, что пылесос, одеяло и ручной массажер, которые идут в подарок, стоят намного дороже реальной стоимости. Но вещи у вас уже нет, значит, вы должны вернуть прописанную в документе сумму», - поясняет Белик.
Закон дает покупателям право возвращать товар на протяжении 14 дней, если тот не был в употреблении и не подвергался стирке. Также есть возможность сделать возврат на протяжении года при обнаружении дефектов либо несоответствии предоставленной продавцом информации (если это можно доказать). Галина назвала пару таких случаев из собственной практики.
«На этикетке одеяла «из шерсти мериноса» указано 100% шерсти мериноса, а эксперт выявил, что там лишь 60%. Или же заявленный японский производитель оказывается китайской компанией», - пояснила юрист.
Последнее редактирование модератором: