Россия Красота и здоровье в кредит поневоле

03a18cca17dcf92b2e46495cdf8181c7[1].jpg

Частные клиники и салоны красоты нередко навязывают клиентам кредиты на сотни тысяч за свои услуги. Как поступить, если посетитель невольно оказался заемщиком?

Сфера медицины и косметологии – дорогое удовольствие. Человек, которому действительно требуются определенная услуга, осознанно прибегает к ней, при необходимости - обращается в банк за кредитованием. Однако недобросовестные организации зачастую заманивают клиентов щедрыми обещаниями, а после навязывают сомнительные товары и услуги, ущемляя потребителя в правах, рассказывает кредитный правозащитник проекта ОНФ «За права заемщиков» Михаил Алексеев изданию РБК.

«Салонная схема»​

По словам Алексеева, продажа косметических и медицинских услуг и товаров известна давно. Своей популярностью она обязана салонам красоты, поэтому именуется «салонной схемой». Граждан под различными предлогами приглашают на бесплатные процедуры, которые оборачиваются убеждениями в необходимости приобрести продукцию либо услугу в кредит. Для этого применяются различные психологические уловки. Лишь по приходу домой человек осознает на что обрек себя, подписав многотысячный договор…

В Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП) ежедневно жалуются по 2-3 человека, в проект фронтовиков «За права заемщиков» - по 5. В Роспотребнадзоре и Финпотребсоюзе также признают существование данной проблемы.

Редакция РБК решила разобраться, можно ли избежать уловок ловкачей «салонных схем» и реально ли разорвать навязанный кредитный договор.

Сети для доверчивых​

«Салонные схемы» недобросовестных компаний рассчитаны в первую очередь на социально уязвимые слои населения — пенсионеров, многодетных родителей, одиноких мам, молодых людей. Ввиду небольшого дохода они охотнее откликаются на бесплатные акции и распродажи, с которых и начинается любая «салонная схема», — рассказывает адвокат при КонфОП Диана Сорк.

На мероприятие жертв приглашают по телефону либо через соцсети, стараясь подчеркнуть уникальность предложения, благодаря которому посетитель якобы может рассчитывать на особую лояльность.

Удивительно, но самостоятельно выйти на подобную организацию практически невозможно. У них, как правило, не имеется сайтов-визиток, а указанные при регистрации компании телефоны недоступны либо заблокированы, отмечают эксперты.

«Сама по себе схема выглядит одинаково: убедить человека, что ему жизненно необходимо купить у этой организации товар или услугу. Меняется только способ влияния в зависимости от того, что продают и кому», - констатирует Виктор Климов, возглавляющий проект «За права заемщиков».

Использующие «салонную схему» медучреждения ориентируются в основном на пенсионеров, которых проще запутать.

«В ходе обследования у них обнаруживают заболевание, которое «неминуемо приведет к операции», если не начать лечиться сейчас», – говорит Диана Сорк.
Глава Финпотребсоюза Игорь Костиков подтверждает: озабоченные проблемами со здоровьем пожилые люди легко доверяют человеку в белом халате.

Навязчивый сервис кредитования​

А в салонах красоты при навязывании товаров и услуг пациентам обещают молодость и красоту. В них также заманивают бесплатными консультациями, но в ходе диагностики выясняются «шокирующие результаты». Тут же пациенту предлагают испробовать профессиональную косметику и вновь проводят диагностику. Оказывается, средство оказало на кожу значительное улучшение, поэтому клиенту просто необходимо его приобрести…

По словам Климова, стоимость медуслуг составляет 100-300 тыс. руб., косметика – достигает сотни тысяч. Как правило, клиенты не располагают подобными суммами, поэтому им предлагают приобрести товары либо услуги в долг. Кредиты в основном оформляют уполномоченные банками агенты, работающие в клиниках и салонах.

Юрист Диана Сорк отмечает, что обычно клиента предупреждают, что он будет подписывать договор о кредите, но не дают детально изучить его. Подгоняют наличием очереди и дефицитом товаров.

Специалист ОНФ Александра Бурцева в рамках проекта «За права заемщиков» проводила в столичных салонах красоты контрольную закупку. Она отмечает: для ускорения процесса кредитования менеджеры подчеркивают ключевые места договора, акцентируют внимание на ставке и ежемесячных платежах. Но в реальности они просто отвлекают внимание покупателя от условий расторжения контракта, отказа от услуги либо возврата товара.

Ставки по таким займам составляют 25-40%. В ОТП Банке разъясняют, что величина процентов по POS-кредитам зависит от рыночных тенденций.

«Учитывая, что жертвами «салонных схем» становятся не всегда обеспеченные люди, обслуживание такого кредита для них становится непомерной ношей, и они хотят его расторгнуть», — констатирует Климов.

В мониторинге проекта «За права заемщиков», с которым ознакомился РБК, упоминается восемь банков, чьи агенты оформляли кредиты в использовавших «салонные схемы» организациях. В банках «Сетелем», «Русский стандарт» и «Хоум Кредит» заверили, что прекратили сотрудничать с сегментами «косметика» и «здоровье» в 2015–2017 годах. При этом в банке «Хоум Кредит» подчеркнули, что договоры, по которым поступали жалобы от клиентов (в банк или партнерам), банк расторг. «Кредиты были закрыты, обязательств перед банком у клиентов не осталось», — сообщили в пресс-службе.
В Кредит Европа Банке, банке «Ренессанс Кредит», ОТП Банке заверяют, что при наличии системных жалоб от заемщиков на партнерские организации, сотрудничество с последними прекращается. Но пока в финансовых организациях фиксируют лишь единичные случаи недовольства клиентов. Еще два банка – «Траст» и «Восточный» не ответили на запрос РБК.

Можно ли расторгнуть договор​

Статья 821 Гражданского кодекса дает право отказаться от кредита, в т.ч. целевого. Надо лишь оперативно предупредить об этом кредитора - подать заявление в банк, пока тот не перечислил средства. Банковские эксперты говорят, что процесс занимает 1-3 дня и теоретически можно успеть расторгнуть договор, отмечает правозащитник Алексеев.

Если деньги все же перечислили организации, то следует расторгнуть с ней договор купли-продажи.

«Клиент может обратиться в организацию с целью расторгнуть договор об оказании услуг и дать распоряжение организации осуществить возврат денежных средств на счет клиента, открытый в банке», — советуют в Кредит Европа Банке.

«У сотрудника салона надо получить копию с датой, подписью и печатью организации о том, что договор купли-продажи является расторгнутым, и идти с этим в банк», — говорит Сорк.

«При подаче заявления на расторжение надо уточнить, что вы просите произвести возврат денежных средств за неоказанные услуги, — объясняет Алексеев. - В течение десяти дней деньги должны вернуть на счет в банке согласно ст. 22 закона «О защите прав потребителей». Однако некоторые компании стараются в числе первых услуг (например, если речь идет о серии медицинских или косметологических процедур) оказать самую дорогую, а за уже оказанную услугу деньги не вернут».

Важный момент: косметика, парфюмерия, фармацевтика надлежащего качества возврату не подлежит! Возможен лишь обмен. Следовательно, кредит не будет закрыт.

Если решить вопрос с помощью заявлений о расторжении договора не удается, заемщики вынуждены обращаться в суд. По данным мониторинга проекта ОНФ «За права заемщиков» на октябрь 2017 года, количество салонов красоты и клиник, где навязали кредиты клиентам и против которых удалось выиграть суд, увеличилось за полтора года с семи до 74 организаций.

При этом Алексеев констатирует: складывается такая практика, что даже при наличии решения суда люди не могут добиться возврата денег. Случается, что салоны, набрав денег с клиентов, попросту ликвидируют юридическое лицо.

Советы потребителям​

Эксперты не советуют испытывать судьбу, посещая бесплатные акции. Решившимся все же на эксперимент, лучше оставить паспорт дома.

«Сотрудники салона просят об этом еще по телефону под предлогом, что так проверят, тому ли человеку досталась акционная услуга или что в здании строгий контроль безопасности», — напоминает Игорь Костиков.

Диана Скорик добавляет, что честные салоны примут человека по любому документу, удостоверяющему личность. При этом на него невозможно оформить кредит.

Михаил Алексеев советует до посещения салона поискать отзывы на организацию. У аферистов обычно не имеется официальной страницы в интернете. Контакты такой конторы тоже вряд ли имеются.
 
Последнее редактирование модератором:
Недавно прошла такая же история с кредитом в косметологической лечебнице по ТВ, там бабушку запугали тяжёлой болезнью, и что срок её выздоровления зависит только от этого кредита. Потом уже выяснилось у настоящего врача, что ничего её здоровью не угрожало, а 200 000 рублей уже "ушли", как говорится. Сейчас с этими "косметологами" разбираются уже другие специалисты.
 
Читая различные статьи о навязывании кредитов за медицинские и косметологические услуги, я всегда недоумевала: почему банки соглашаются сотрудничать с подобными клиниками и салонами красоты? Ведь это может очень плохо отразиться на репутации банка. Но в статьях почему-то совсем не уделялось внимание этому вопросу. И вот наконец-то появилась статья на эту тему, в которой большое внимание уделено банкам.

Представители трех банков заявили, что они прекратили сотрудничать с сегментами «красота» и «здоровье». Интересно, связано ли это с навязыванием кредитов? Или навязанные кредиты составляют незначительный процент от общего числа кредитов в этих сегментах, а причина прекращения сотрудничества в чем-то другом?

Представители банка «Хоум кредит» утверждают, что банк снял обязательства с заемщиков, которые пострадали от навязывания кредитов. Но правда ли это? Можно было бы провести небольшое расследование, поговорить с несколькими людьми, которые поневоле стали заемщиками банка «Хоум кредит», и узнать, действительно ли банк освободил их от обязательств. Получился бы интересный материал, возможно, даже скандальный.

Представители других трех банков заявили, что они прекращают сотрудничество с организациями, на которые поступает много жалоб. При этом они скромно умолчали о том, как они поступают с заемщиками. Нетрудно предположить, что эти банки не освобождают заемщиков от обязательств.

Вообще-то я совсем не осуждаю банкиров, даже тех, которые не ответили на запрос журналистов. Мне просто было интересно узнать позицию банков по поводу кредитов, навязанных медицинскими клиниками и салонами красоты.
 
Можно было бы провести небольшое расследование, поговорить с несколькими людьми, которые поневоле стали заемщиками банка «Хоум кредит», и узнать, действительно ли банк освободил их от обязательств. Получился бы интересный материал, возможно, даже скандальный.
Только как это установить? Банк точно уж не согласится дать их координаты, да там мог быть и всего один заёмщик кстати, банк же не упоминает их количество.
При этом они скромно умолчали о том, как они поступают с заемщиками. Нетрудно предположить, что эти банки не освобождают заемщиков от обязательств.
Почти 100% - это так.
 
Похожие схемы не только у косметологов и псевдо-врачей. Примерно так же пытаются продать "супер пылесосы" и "бывшие в употреблении обновленные айфоны".
 
Назад
Сверху Снизу