Довиле Шакалене утверждает, что из-за огромных вычетов из доходов должники теряют мотивацию работать легально. Кажется, я понимаю этих должников. Мне бы тоже не захотелось работать, если бы из зарплаты вычитали 70%. Вроде бы должник должен понимать, что работать и погашать долг - это единственный способ восстановить своё финансовое положение. Но для меня этого понимания было бы недостаточно, чтобы заставить себя работать. Работа требует больших моральных усилий, и я не смогла бы прилагать эти усилия без ощутимого вознаграждения. "Потерпи, ты погасишь долг, и тогда получишь нормальную зарплату" - эти слова, конечно, в качестве вознаграждения не подойдут.
Поправки, предложенные Довиле Шакалене, кажутся мне вполне разумными. Если эти поправки будут приняты, должники смогут вздохнуть свободнее, и это должно пойти на пользу всему литовскому обществу.
Кстати, я обратила внимание на следующие слова: «причинами увязания в долгах чаще всего становятся коммунальные услуги, долги перед предоставляющими "быстрые деньги" кредиторами и штрафы за безбилетный проезд». Задолженности по коммунальным платежам и долги перед МФО - это обычная история не только для Литвы, но и для России. Но меня поразило, что в Литве штрафы за безбилетный проезд могут стать причиной увязания в долгах. Неужели там настолько серьезно подходят к поимке и наказанию безбилетных пассажиров? В России безбилетникам живется проще. Например, я в течение нескольких лет ездила зайцем в автобусах и в метро, и штраф мне выписали всего один раз. Штраф я не оплатила, но никаких проблем у меня из-за этого не было. Наверное, если бы я так вела себя в Литве, я бы уже увязла в долгах.