Вписанная в договор о кредите страховка стала неожиданностью для заемщицы из Казани, а затем и причиной иска против «Почта Банка». В итоге женщина выиграла процесс, отсудив при этом моральную компенсацию. Между тем ответчик своей вины так и не признал.
Корреспондент ИА «Татар-информ» узнал подробности прецедента, мнения сторон спора и экспертов. Попутно он выяснил, как правильно пользоваться услугами кредитования, чтобы не угодить в подобную ситуацию.
Навязанная страховка
Все началось с банального обращения жительницы Казани в «Почта Банк» за потребительским кредитом на личные нужды. При внесении планового платежа заемщица обратила внимание на высокую сумму. Оказалось, что кредитор включил в договор страховку.Клиентка утверждает, что в ходе оформления бумаг ни о каком страховании речи не шло. Прения с банком не привели к желаемому результату, поэтому заемщица обратилась в суд с требованием взыскать с кредитной организации деньги за якобы навязанную услугу.
В ходе судебного разбирательства сумма иска не оглашалась, представители ответчика на процесс не явились. Между тем на сайте финансовой организации указано, что потребкредиты выдаются в размере от 50 тысяч до 1 млн. руб.
«Мой клиент взяла потребительский кредит на свои собственные нужды, сотрудники банка не проговорили условия, что в кредитный договор будет включена страховка. И, по заверениям сотрудников банка «Почта Банк», кредит не выдается без страховки и ее сумма сидит в «теле» кредита, но сотрудники банка ничего не сказали о страховке», - пояснил представитель заемщицы.
В большинстве случаев сотрудники «Почта Банка» не уведомляют получателей кредита о возможности отказа от страховки. Им попросту подсовывают заявление, где она уже прописана, добавил юрист.
«Такие случаи не редкость. Некоторые банки включают страховку в общую сумму долга, так что неопытный клиент сразу может не разобраться, что ему выдали меньше денег, а остальная сумма — стоимость страховки»,— подтверждает слова адвоката Андрей Лобода, возглавляющий PR-отдел «Альпари».
Уловки банкиров
В «Почта Банке» заверяют о невозможности подключить страховку без ведома заемщика, поскольку для этого требуется подпись страхователя. Сам полис представляет собой гарантию заемщика о своевременности выполнения финансовых обязательств в непредвиденных обстоятельствах (болезнь, потеря работы и т.п.).По словам Андрея Лободы, подобные «уловки» нередко прописывают в кредитном договоре мелким шрифтом либо в приложении. Порой клиентов заранее информируют о включении в программу страхования и те добровольно соглашаются на страховку.
«Чаще всего бывает, что называется, «забыли», расписывая преимущества кредитования именно в этом банке и страхования именно в этой страховой компании, упомянуть про подводные камни для клиентов», — констатирует представитель «Альпари».
Страховка не обязательна
В пресс-службе «Почта Банка» подчеркивают: наличие либо отсутствие страховки не влияет на выдачу заемных средств и величину ставки. Решение о страховании заемщик принимает на собственное усмотрение.Глава ООО «Финам-Казань» Руслан Жуков не видит ничего плохого в договоре страхования. Он даже считает его нужным и полезным, но иное дело – как предоставляется подобная услуга.
«К сожалению, на рынке присутствуют компании, которые не стремятся исполнить положения страхового договора, затягивают и не делают выплат при наступлении страхового случая», — добавляет Жуков.
Представитель банка в свою очередь напоминает: передумавшие относительно страховки клиенты имеют возможность расторгнуть договор на основании заявления. Его следует подать в страховую компанию на протяжении так называемого периода охлаждения.
Подводные камни
«Почта Банк» предоставляет кредитные средства онлайн и оффлайн:- на основании поданной на сайте банка заявки;
- при личном обращении в отделение банка.
«Подводных камней при получении кредита может быть немало: это и слишком высокая комиссия страховой компании, и сложности с досрочным погашением кредита, и списывание комиссии за страховку на несколько лет вперед, так что получается, что заемщик кредит уже погасил, а клиентом страховой компании он все равно остался», — говорит Андрей Лобода.
Именно в этом случае и проявились подводные камни. Сотрудники банка не предложили варианты выплат страховки. На одобрение кредитования можно рассчитывать лишь при страховании жизни. Без этого деньги получить невозможно. Но, с их слов, в дальнейшем можно отказаться от страховки, позвонив на горячую линию.
Судебный итог
Истица из Казани выиграла процесс. Банку придется возместить ей средства за выданную «в нагрузку» страховку и финансово компенсировать причиненный моральный вред.«Я и мой клиент рады положительному исходу дела, суд вынес справедливое решение. Теперь банк обязуется выплатить пострадавшей деньги за страховку и денежные средства за моральный ущерб», — сообщил адвокат.
Как не оказаться на крючке
Эксперты рекомендуют внимательно изучать кредитный договор, обращая внимание на все сноски и приложения. Именно в них обычно кроются неприятные нюансы. Дополнительно обезопасить себя позволят вопросы менеджеру или на горячую линию банка, когда какие-то пункты вызывают сомнения.Если же в договор включены условия страхования, то банкам следует брать у клиента заявление о согласии с условиями договора, куда входит страховка. Под этим пунктом обязательно должна стоять подпись.
«Если вы уже поставили свою подпись в договоре, тогда уже вне зависимости от того, что не глядя вы его подписали или еще как-то, это считается, что вы уже выразили свое согласие на прописанные условия», — поясняет замглавы республиканского Управления Роспотребнадзора Марина Трофимова.
Законодательством предусмотрен период охлаждения, на протяжении которого заемщик может расторгнуть страховой договор или же добиться признания факта ущемления права потребителя в части страхования.
О «накручивании» дополнительных услуг
Ранее президент Владимир Путин в ходе рабочей встречи с председателем правления ВТБ Андреем Костиным указывал на то, что банкам не следует ничего накручивать сверх предоставляемого клиенту кредита. Тогда обсуждалась проблема высоких ипотечных ставок, и глава государства рекомендовал кредитным организациям обеспечить ставку не более 6% для семей с двумя и более детьми.«Здесь очень важно, чтобы и ваш банк, и другие финансовые учреждения страны давали именно чистую процентную ставку шесть процентов и ничего сверху не накручивали, чтобы никаких навязанных услуг не было. Это принципиально. Потому что для человека, в конце концов, не важно, где льготы, где не льготы. Если ему платить больше, то ему все равно, кто принял по этому поводу решение», — цитировала слова Путина пресс-служба Кремля.
Кроме того, осенью минувшего года Госдума приняла поправки в законопроект, касающийся досрочного прекращения договора страхования. Они вступят в силу до конца марта и обяжут банки письменно информировать клиентов об условиях кредитных страховок.
Рекомендации от экспертов
- Внимательно знакомьтесь с договором.
- Используйте период охлаждения для расторжения страховки (это время специально дается на отказ от услуги и возврат уплаченных денег).
- До подписания договора письменно уведомите банк о несогласии с условиями.
- Обратитесь в суд, заручившись поддержкой грамотного юриста.
Последнее редактирование модератором: